Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Закона Курской области от 1 февраля 2012 г. № 2-ЗКО «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Курской области» (в редакции от 26 10. 2017 года № 75-ЗКО)

305001, г. Курск, ул. С. Перовской, 24

Копия; Прокуратура Курской области (на № 86-25-2017 от 21.1 L 2017)

305000, г. Курск, ул. Ленина, 21

Копия; Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области

305000, г. Курск, Красная площадь, д.6

Заключение

по результатам независимой антикоррупционной экспертизы

Независимый эксперт
Попов Владимир Викторович

(аккредитован распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации (свидетельство от
21.06. 2017 г. № 2751) в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых

актов)

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза Закона Курской области от 1 февраля 2012 г. № 2-ЗКО «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Курской области» (в редакции от 26 10. 2017 года № 75-ЗКО) (далее ~ Закон Курской области).

В представленном законе Курской области выявлены коррупциогенные факторы.

В пункте 2 части 6 статьи 4 Закона Курской области имеют место коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения - широта дискреционных полномочий. (пункт 3 абзац «а» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее-Методика)).

Наличие коррупциогенных факторов обусловлено тем, что в пункте 2 части 6 статьи 4 Закона Курской области используется специальная научная (медицинская) терминология: «... психическими расстройствами»; «...и другими заболеваниями, требующими лечения в специализированных медицинских организациях».

Следует отметить, что понятие «психическое расстройство» не получило точного и однозначного нормативного закрепления в законодательстве Российской Федерации и законодательстве Курской области. 13 тех случаях, когда психическое расстройство лица носит социально опасный характер, в законодательстве имеются соответствующие нормативные предписания. Так, например, в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 191 -ФЗ «О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера», содержится норма, которая определяет понятие «психическое расстройство» только для целей указанного закона. В ней, в частности, говорится о том, что лицом, страдающим психическим расстройством, признается тот, кто совершил общественно опасное (уголовно наказуемое) деяние в состоянии невменяемости и в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение соответственно суда о применении принудительных мер медицинского характера.

Представляется, что при толковании нормативного предписания (пункта 2 части 6 статьи 4 Закона Курской области), следует исходить из того, что не всякое психическое расстройство является социально опасным, а следовательно - быть препятствием для образования приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Исходя из этого, полагаю, что использование в Законе Курской области термина «психическое расстройство», создает неопределенные условия или основания для принятия решения об отказе в образовании приемной семьи.

Другое замечание, касающееся квалифицируемого коррупциогеыного фактора (широта дискреционных полномочий - пункт 3 абзац «а» Методики), связано с использованием (в пункте 2 части 6 статьи 4 Закона Курской области) формулировки «...и другими заболеваниями, требующими лечения в специализированных медицинских организациях»,

Понятие (нормативная дефиниция) «специализированная медицинская организация» в законодательстве отсутствует. Однако, в пункте 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», закрепляется понятие «медицинская организация» которая рассматривается как «...юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности...». Понятие (нормативная дефиниция) «специализированная медицинская помощь», закреплена в части. 1 статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред, от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Рос- сийской Федерации» и рассматривается как помощь которая «оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию».

Исходя из формальной логики, полагаю, что определение понятия «специализированная медицинская организация» происходит от понятий нормативных дефиниций «медицинская организация» и «специализированная медицинская помощь».

Приведенные рассуждения подтверждаются нормами статьи 27 закона Курской области от 9 декабря 2004 года № 67-ЗКО «О здравоохранении в Курской области». В части 1 статьи 27 указанного Закона говорится о том, что «специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в лечебно- профилактических учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность». В части 3 этой же статьи указывается на то, что специализированная медицинская помощь оказывается в различных диспансерах и специализированных медицинских организациях. Следовательно, не всякое заболевание, требующее лечения в специализированных лечебных организациях, может являться препятствием для создания приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Исходя из этого, полагаю, что использование в Законе Курской области формулировки «...и другими заболеваниями, требующими лечения в специализированных медицинских организациях», создает неопределенные условия или основания для принятия решения об отказе в образовании приемной семьи.

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:

1. В часть 6 статьи 4 Закона Курской области включить (отдельным пунктом) соответствующее нормативное предписание, в котором обязать уполномоченный орган разработать и утвердить исчерпывающий перечень (психических и соматических) заболеваний, препятствующих созданию приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов. При этом, ограничения, связанные с заболеваниями, должны распространяться, как на лицо, изъявившее желание образовать приемную семью и всех членов его семьи (совместно с ним проживающих), так и на лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.2. В часть 6 статьи 4 Закона Курской области включить (отдельным пунктом) обязанность уполномоченного органа разработать и утвердить исчерпывающий перечень специализированных медицинских организаций, лечение в которых будет являться препятствием для создания приемной семьи. При этом, ограничения, связанные с лечением в специализированных медицинских организациях, должны распространяться, как на лицо, изъявившее желание образовать приемную семью и всех членов его семьи (совместно с ним проживающих), так и на лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 «01» декабря 2017 г._______ В.В. Попов

Адрес: 305008, г, Курск, уд. Косиновская, д.54/1

mail: VPopovl04@yandex.ru Тел.: 8-909-238-70-26