ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 ГОД»

УТВЕРЖДЕНА

приказом управления ветеринарии Курской области

от «___»________2018 №______

 

 

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАНОСА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА

АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 ГОД»

 

1.ПАСПОРТ

ведомственной целевой программы

«Предотвращение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней Курской области на 2019 год»

Наименование органа исполнительной власти Курской области

управление ветеринарии Курской области

Наименование программы

Ведомственная целевая программа

«Предотвращение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней Курской области на 2019 год» (далее - Программа)

Цели и задачи

Цель Программы:

Защита территории Курской области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней (далее - АЧС).

 Основными задачами Программы являются:

  1. Снижение рисков заноса и распространения вируса африканской чумы свиней;
  2. Повышение уровня информационной открытости в сфере предупреждения, профилактики и ликвидации АЧС на территории области;

3. Укрепление кадрового потенциала областных бюджетных учреждений ветеринарии Курской области.

  1. Стимулирование развития альтернативных свиноводству направлений животноводства сельскохозяйственными товаропроизводителями, имеющими низкий уровень биологической защиты.

Целевые индикаторы и показатели

Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: - количество организованных мобильных постов для досмотра и проведения ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств, пересекающих границу Курской области;

- количество информационных сообщений в СМИ о степени распространения АЧС в Российской Федерации и проводимых мерах профилактики на территории Курской области, издание плакатов, листовок, брошюр;

-количество ветеринарных специалистов областных бюджетных учреждений Курской области, прошедших повышение
квалификации по вопросам диагностики и
профилактики АЧС;

- количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих низкий уровень биологической защиты, переведенных на альтернативные свиноводству виды животноводства.

Сроки реализации

2019 год

Объемы и источники финансирования

- общий объем финансирования Программы составляет: 4600,0 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 2000,0 тыс.рублей; внебюджетные источники - 2600,0 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности реализации Программы

В ходе реализации Программы планируется:

- недопущение возникновения новых очагов АЧС и оперативная их ликвидация при возникновении на территории Курской области;

- сокращение поголовья свиней сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих низкий уровень биологической защиты;

Адрес размещения Программы в сети «Интернет»

- увеличение количества сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих низкий уровень биологической защиты, переведенных на альтернативные свиноводству виды животноводства.

официальный сайт управления ветеринарии Курской области http://vet.rkursk.ru.

2. Характеристика проблемы, решение которой

осуществляется путем реализации Программы

Африканская чума свиней относится к группе особо опасных инфекций, поражает домашних, диких свиней и независимо от способа распространения вызывает 100% гибель животных всех возрастов.

Заболевание вызывает вирус, который отличается высокой устойчивостью во внешней среде. Дикие свиньи являются скрытыми носителями вируса и при определенных условиях могут заражать домашних свиней. Факторы передачи вируса АЧС разнообразны: живые и павшие инфицированные животные, продукты убоя зараженных свиней, навоз, корма, инвентарь, транспорт, насекомые и грызуны.

 В первые в России АЧС была зарегистрирована в 2007 году в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и Оренбургской области (в 40 населенных пунктах и на 5 природных территориях).

 В 2009 году проявление АЧС уже установлено в 40 населенных пунктах и на 16 природных территориях Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа.

 В период с 2010 - 2012 годах заболевание АЧС зарегистрировалось в 25 регионах Южного, Северо-Кавказского, Центрального, Северо-Западного и Приволжского федерального округов: в Ленинградской, Ростовской, Воронежской, Волгоградской, Астраханской, Нижегородской, Мурманской, Архангельской, Тверской областях, Краснодарском крае, Республике Адыгея и Карачаево-Черкессии.

 В 2013-2017 годах АЧС регистрировалась среди домашних свиней и диких кабанов в 18 регионах России, в том числе в соседних областях с Курской областью: в Белгородской, Брянской, Воронежской, Липецкой и Орловской областях.

Сведения о количестве АЧС, зарегистрированных на территории соседних регионов с Курской областью за период 2013-2017 годов.

Наименование субъекта

Количество зарегистрированных случаев АЧС по годам

2013

2014

2015

2016

2017

Курская область

0

0

7

5

0

Белгородская область

1

2

0

0

17

Брянская область

0

5

10

3

1

Воронежская область

43

2

1

10

1

Липецкая область

0

0

0

14

0

Орловская область

0

2

22

8

2

 На территории Курской области АЧС впервые была зарегистрирована в 2011 году городе Курске в личном подсобном хозяйстве (ул. Малиновая).

 В 2015 году вспышки АЧС были установлены на домашних свиньях в Дмитриевском районе (п. Дворики), в Конышеском районе (с. Беляево, с. Сныткино, д. Шатуновка), в Хомутовском районе (с. Бупел), среди диких кабанов на территории охотхозяйства ООО ПКП «Антонина» в Рыльском и Хомутовском районах.

В 2016 году очаг АЧС регистрировался на свиноводческом комплексе АО «Надежда» Суджанского района, в ЛПХ Суджанского района (д. Куриловка и с. Гуево) и в 2-х ЛПХ Льговского района (с. Малеевка).

В Курской области отрасль свиноводства развивается высокими темпами. Производство и реализация свинины по праву занимает лидирующее место в регионе, однако вероятность заноса и дальнейшего распространения на территории области возбудителя АЧС очень велика и последствия по ее ликвидации приведут к огромным экономическим потерям.

Появление АЧС в регионе - это катастрофа для всей свиноводческой отрасли в силу следующих причин:

 - высокая смертность животных в очагах инфекции;

- прямые потери в результате тотальной депопуляции свиней в очаге инфекции;

- полный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции и существенные ограничения реализации свиноводческого сырья и продукции за пределы региона;

- огромные затраты на ликвидацию, контроль и сдерживание инфекции;

 - потери экономических связей.

Экономический ущерб при АЧС огромный. Помимо затрат на проведение ликвидационных мероприятий, при которых затраты на утилизацию 1 головы составляют свыше пяти тысяч рублей, сельскохозяйственные, мясоперерабатывающие предприятия несут огромные убытки из-за ограничений вводимых при реализации продукции. Так, помимо уничтожения всего свинопоголовья в хозяйствах всех форм собственности в очаге заболевания, а также в зоне радиусом от 5 до 150 км от него, также запрещается торговля живыми свиньями и продуктами свиноводства, перемещение животных, запрещается вывоз животных и птицы, кормов для животных и зерна.

Необходимость принятия стратегических решений в области эпизоотического благополучия Курской области по АЧС обусловлена следующими проблемами:

- в связи с биологическими особенностями возбудителя АЧС до настоящего времени в мире не разработаны вакцины против этого заболевания, что существенно затрудняет решение задач по предотвращению дальнейшего распространения АЧС;

- отсутствие зоосанитарной защищенности личных подворий граждан от данного возбудителя инфекции;

- масштабы экономического ущерба от распространения АЧС могут негативно сказаться на развитии свиноводства Курской области в целом.

Основным фактором в недопущении распространения АЧС является оперативность в постановке диагноза и проведения ликвидационных мероприятий в эпизоотических очагах.

Большое значение в недопущении распространения АЧС играют обеспечение функционирования мобильных постов ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств, их оснащение, наличие дезинфекционной техники и оборудования.

 Большую роль в профилактике распространения АЧС в регионе будет играть дальнейшее проведение мероприятий по переводу личных подсобных хозяйств и КФХ на альтернативные свиноводству отрасли животноводства. Анализ статистических данных выявления очагов АЧС в России за период с 2007-2017 годы показывает, что основная доля вспышек очагов заболеваний приходится на личные подсобные хозяйства (45%) и диких кабанов (39%).

Реализация данной программа позволит осуществить мероприятия направленные на комплексное и системное предотвращение заноса, распространение, диагностику и профилактику АЧС на территории Курской области.

3. Основные цель и задачи Программы

Основной целью Программы является защита территории Курской области от заноса и распространения вируса АЧС.

Обеспечение эпизоотического благополучия территории Курской области по АЧС является одним из факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию в регионе и перспективы его развития, который позволит обеспечить стабильное функционирование и развитие отрасли свиноводства и перерабатывающих отраслей, а также снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Курской области.

Для достижения основной цели Программы требуется решение следующих задач:

- снижение рисков заноса и распространения вируса африканской чумы свиней;

- повышение уровня информационной открытости в сфере предупреждения, профилактики и ликвидации АЧС на территории Курской области;

- укрепление кадрового потенциала областных бюджетных учреждений ветеринарии Курской области;

- стимулирование развития альтернативных свиноводству направлений животноводства сельскохозяйственными товаропроизводителями, имеющими низкий уровень биологической защиты.

4. Ожидаемые результаты реализации Программы

и прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

- недопущение возникновения новых очагов АЧС и оперативная их ликвидация при возникновении на территории Курской области;

- сокращение поголовья свиней сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих низкий уровень биологической защиты;

- увеличение количества сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих низкий уровень биологической защиты, переведенных на альтернативные свиноводству виды животноводства.

Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:

- количество организованных мобильных постов для досмотра и проведения ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств, пересекающих границу Курской области;

- количество информационных сообщений в СМИ о степени распространения АЧС в Российской Федерации и проводимых мерах профилактики на территории Курской области, издание плакатов, листовок, брошюр;

- количество ветеринарных специалистов областных бюджетных учреждений Курской области, прошедших повышение
квалификации по вопросам диагностики и
профилактики АЧС;

- количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих низкий уровень биологической защиты, переведенных на альтернативные свиноводству виды животноводства.

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.

5. Перечень и описание программных мероприятий.

Исходя из анализа сложившейся на территории области эпизоотической ситуации, а также поставленной цели и задач Программой будут реализовываться следующие мероприятия:

- организация мобильных постов досмотра и проведения ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств, пересекающих границу Курской области;

- проведение мероприятий по усилению биологической защиты свиноводческих предприятий (комплексов) и мониторинговых исследований на АЧС;

- размещение информационных сообщений в СМИ о степени распространения АЧС в Российской Федерации и проводимых мерах профилактики на территории Курской области, издание плакатов, листовок, брошюр;

- повышение квалификации ветеринарных специалистов областных бюджетных учреждений ветеринарии Курской области по вопросам организации, диагностики и профилактики АЧС;

- предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляющим деятельность по содержанию и (или) разведению свиней на возмещение части затрат на приобретение молодняка крупного рогатого скота, овец и коз.

Перечень программных мероприятий с указанием объемов финансирования приведен в приложении № 2 к настоящей Программе.

6. Срок реализации Программы.

Реализация Программы рассчитана на 2019 год.

7. Объем бюджетных ассигнований из областного бюджета.

Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2019 год составляет 4600,0 тыс. рублей, из них:

средства областного бюджета - 2000,0 тыс. рублей;

внебюджетные средства - 2600,0 тыс. рублей

Объемы финансирования по мероприятиям и в целом по Программе могут уточняться в процессе исполнения закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

8. Описание социальных, экономических и экологических

последствий эффективности реализации Программы,

 общая оценка ее вклада в достижение стратегической цели.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит не допустить распространение АЧС на территории Курской области.

Результатами реализации Программы будут предотвращение заболеваний свиней АЧС, уменьшение затрат на проведение специальных ликвидационных мероприятий (в случае возникновения), минимизация рисков (ограничительные и карантинные мероприятия), влияющих на хозяйственную деятельность Курской области, сокращение в Курской области свиноводческих хозяйств, имеющих низкий уровень биологической защиты, путем развития альтернативных свиноводству видов животноводства.

Социальные последствия реализации Программы связаны с сохранением комфортных условий для граждан: трудовой занятости населения в сельской местности, обеспечением рабочих мест в пищевой промышленности, беспрепятственным передвижением людей и товаров, бесперебойным и сбалансированным потреблением мясопродуктов населением.

Экологический ущерб мероприятий по ликвидации АЧС обусловлен необходимостью сжигания значительного количества трупов свиней, автомобильных шин, захоронения остатков животных на обширных территориях, использованием в ходе дезинфекции хлорсодержащих веществ, щелочи.

Экологическая эффективность Программы будет обеспечиваться недопущением распространения вируса АЧС в хозяйствах всех форм собственности путем своевременной локализации очагов заболевания на территории Курской области.

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся финансовые риски, обусловленные отсутствием финансирования программы или уменьшением, по сравнению с планируемым объемом, финансирования и внешние риски, обусловленные резким ухудшением эпизоотической ситуации по АЧС на территориях субъектов, граничащих с территорий области, стихийные бедствия и техногенные катастрофы.

9. Оценка эффективности расходования бюджетных средств.

Оценка эффективности реализации ведомственной целевой программы производится путем сравнения фактически достигнутых в результате реализации программы индикаторов и показателей с запланированными; фактического выполнения мероприятий программы с запланированными программой; сравнения фактического объема финансирования мероприятий программы с запланированным.

Информация об оценке эффективности реализации ведомственной целевой программы за отчетный год и в целом за весь период реализации программы представляется управлением ветеринарии Курской области в комитет по экономике и развитию Курской области в порядке и сроки, установленные Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 02.08.2012 № 680-па

10. Методика оценки эффективности реализации Программы.

 Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложения №3.

11. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, рассчитан исходя из необходимости достижения запланированных целевых показателей и индикаторов Программы.

Финансирование программных мероприятий будет осуществляться из средств областного бюджета, выделяемых на реализацию Программы, а также за счет средств от приносящей доход деятельности областных бюджетных учреждений ветеринарии Курской области, направляемых на реализацию программных мероприятий и собственных средств свиноводческих предприятий, имеющих высокий уровень биологической защиты, направляемых на мероприятия по профилактике АЧС.

Потребность необходимых средств областного бюджета по мероприятию «Предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляющим деятельность по содержанию и (или) разведению свиней на возмещение части затрат на приобретение молодняка крупного рогатого скота, овец и коз», рассчитана исходя из предварительного прогнозирования. В 2019 году планируется перевести на альтернативные свиноводству направления животноводства 20 сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих низкий уровень биологической защиты при условии приобретения 200 голов молодняка КРС и МРС с компенсацией 70 процентов произведенных на эти цели затрат. 

Реализация названного мероприятия позволит сократить на территории Курской области свиноводческие хозяйства, имеющий низкий уровень биологической зашиты и снизить риски возникновения АЧС.

Потребность в финансовом обеспечении программных мероприятий, реализация которых предусмотрена за счет внебюджетных источников определена:

путем мониторинга предложений на поставку оборудования (бытовой вагон и шассии) по мероприятию «Организация мобильных постов досмотра и проведения ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств, пересекающих границу Курской области»;

путем мониторинга стоимости услуг организаций по проведению учебных мероприятий разного уровня по вопросам организации, диагностики и профилактики АЧС на основании потребности в обучении областных бюджетных учреждений ветеринарии Курской области по мероприятию «Повышение квалификации ветеринарных специалистов областных бюджетных учреждений ветеринарии Курской области по вопросам организации, диагностики и профилактики АЧС»;

по результатам анализа за 2016-2017 годы о количестве опубликованных областными бюджетными учреждениями ветеринарии Курской области информационных материалов о мерах по обеспечению эпизоотического благополучия Курской области по заболеванию АЧС и произведенных затрат по мероприятию «размещение информационных сообщений в СМИ о степени распространения АЧС в Российской Федерации и проводимых мерах профилактики на территории Курской области, издание плакатов, листовок, брошюр»;

по результатам анализа за 2016-2017 затрат сельхозтоваропроизводителей, занятых содержанием и разведением свиней на промышленной основе на профилактические мероприятия по предотвращению заноса и возникновения АЧС в хозяйстве по мероприятию «Проведение мероприятий по усилению биологической защиты свиноводческих предприятий (комплексов) и мониторинговых исследований на АЧС».

12. Система управления реализацией Программы

Система управления Программой направлена на достижение поставленных Программой цели, задач и эффективности от проведения каждого мероприятия, а также получение долгосрочных устойчивых результатов.

Субъектом бюджетного планирования Программы является управление ветеринарии Курской области. Финансирование Программы производится за счет средств областного бюджета, а также внебюджетных источников.

Реализацию Программы осуществляет управление ветеринарии Курской области как главный распорядитель бюджетных средств, в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета, областные бюджетные учреждения ветеринарии Курской области и юридические лица (свиноводческие комплексы), осуществляющие на территории Курской области деятельность по содержанию и разведению свиней.

При необходимости управление ветеринарии Курской области вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся в Курской области эпизоотической обстановки.

Управление ветеринарии Курской области несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.

13. Контроль за ходом реализации Программы.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет управление ветеринарии Курской области.

Оценка реализации Программы управлением ветеринарии Курской области производится за каждый отчетный финансовый год и за весь период реализации Программы.

Управление ветеринарии Курской области представляет в комитет по экономике :

ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, справочную информацию о реализации ведомственных целевых программ, включающую данные о финансировании программных мероприятий и освоении выделенных средств;

ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, отчет о реализации ведомственных целевых программ, включающий оценку эффективности реализации ведомственных целевых программ за отчетный год.

Отчет о реализации Программы должен содержать:

сведения о результатах реализации Программы за отчетный период;

сведения о соответствии достигнутых, в результате реализации Программы, индикаторов и показателей, запланированных Программой;

информацию о ходе выполнения программных мероприятий;

оценку эффективности реализации Программы, произведенную в соответствии с методикой, установленной Программой;

меры по повышению эффективности реализации Программы.

Документы