Отчет о результатах мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг за 2017 год
Отчет
о результатах мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг
за 2017 год
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 18.05.2015 № 282-па «О порядке проведения мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Курской области» в 2017 году органами исполнительной власти Курской области и органами местного самоуправления проведен мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Мониторинг проводился с целью оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления по достижению установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее - Указ № 601) целевых значений показателей совершенствования системы государственного управления, относящихся к качеству предоставления государственных и муниципальных услуг и оптимизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.
В ходе проведенного мониторинга удалось выявить наиболее проблемные сферы оказания государственных и муниципальных услуг, а также отследить динамику основных показателей оказания наиболее массовых услуг.
При проведении мониторинга были изучены показатели, связанные с оценкой качества предоставления услуг и оценкой деятельности органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления:
- информационное обеспечение услуг;
- финансовые и временные затраты заявителей при получении услуг;
- степень соблюдения органом власти стандартов предоставления услуг;
- определение уровня удовлетворенности заявителей качеством и доступностью услуг;
- определение степени оптимизации порядка и качества предоставления услуг;
- оценка деятельности органа власти по внесению изменений в действующую нормативную правовую базу;
- оценка качества разработки административных регламентов предоставления услуг;
- определение степени готовности органов власти к предоставлению услуг в электронном виде с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
Мониторинг проводился в отношении наиболее массовых и социально значимых государственных и муниципальных услуг, в соответствии со Сводным перечнем государственных услуг и функций по осуществлению государственного контроля и надзора, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 01.12.2011 года № 651-па (с изменениями и дополнениями) и перечнями муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Курской области.
Приказами органов исполнительной власти Курской области утверждены планы-графики, нормативными правовыми актами муниципальных образований утверждены порядки организации и проведения мониторинга качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, перечни государственных (муниципальных) услуг подлежащих мониторингу в 2017 году и ответственные за его проведение.
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 18.05.2015 № 282-па мониторинг проводился органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Курской области в 5 этапов.
В мониторинге приняли участие 19 органов исполнительной власти Курской области, 28 муниципальных районов и 5 городских округов. Всего в социологическом опросе приняло участие более 11 тысяч человек. (11 481).
Органами исполнительной власти Курской области (далее – ОИВО) опрошено 7365 человек, получивших государственные услуги, что больше по сравнению с 2016 годом (на 2980 человек или 40%) за счет того, что департаментом по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области проведен мониторинг по услугам, предоставляющим не только департаментом, но и по государственным услугам, переданным органам опеки органов местного самоуправления области.
Также в сфере социального обслуживания населения области количество опрошенных увеличилось с 190 человек в 2016 году до 1154 в 2017 году, опрос проведен среди жителей 28 муниципальных районов и города Курска.
Органами местного самоуправления области (далее - ОМС) опрошено 4116 получателей муниципальных (государственных по переданным полномочиям) услуг, обратившихся в органы местного самоуправления области.
Всего опрос проведен по 240 услугам, в т.ч. по 50 государственным и 190 муниципальным услугам.
Мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг ОИВО и ОМС проводился в местах предоставления услуг жителей области старше 18 лет, которые обращались в органы власти или в филиалы ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» за получением государственных (муниципальных) услуг (далее –ОБУ «МФЦ») в последние два календарных года и на момент опроса получили конечный результат обращения (услуга предоставлена или получен отказ в ее предоставлении).
Наивысшая степень информированности о получении государственных услуг (100%) отмечена среди заявителей опрошенных комитетом здравоохранения Курской области, Государственной инспекцией Курской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники с соответствующими государственными инспекциями городов и районов, комитетом строительства и архитектуры Курской области, департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области, комитетом промышленности, транспорта и связи Курской области.
Ниже этот показатель сложился в комитете образования и науки Курской области - 71,4%, в управлении по охране объектов культурного наследия Курской области - 57,1%, и самым низким - в комитете лесного хозяйства Курской области - 45%.
В ОМС заявители хорошо информированы о способах и порядке получения муниципальных услуг. Информацию они получают с информационных стендов, вывешенных в местах предоставления муниципальных услуг, из материалов, опубликованных в местных газетах, с официальных сайтов Администраций районов и сельских советов, Администрации Курской области.
Высокую осведомленность о получении муниципальных услуг отметили жители Беловского, Золотухинского, Октябрьского и Щигровского районов. Менее информированы о получении услуг в Дмитриевском – 74,1%, Касторенском районах - 71,5%, г. Щигры - 70%, Большесолдатском - 54,6%.
Средний процент информированности о получении государственных услуг в органах исполнительной власти составил 88,7%, в органах местного самоуправления - 88,1%, что превышает уровень 2016 года 82,5% и 80,7% соответственно.
Опрошенные отметили увеличение возможности доступа в сеть Интернет. В Касторенском районе 91,3% респондентов указали, что имеют доступ к сети Интернет, что выше уровня 2015 г. – 72%, 2016 г. - 88,2%. 64,2% респондентов имеют личный кабинет на Едином портале государственных услуг (2015 г.- 35%, 2016г. – 48%).
По данным опроса, проведенного комитетом по труду и занятости населения Курской области, на наличие доступа в Интернет указали 79,4 % респондентов.
Результаты мониторинга показывают, что доля заявителей, информированных о возможности отправки заявки для получения услуги через Единый портал государственных и муниципальных услуг или посредством Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Курской области в Кореневском районе составила 80%.
Опрошенные в Хомутовском районе, отметили, что возросло количество заявителей, получающих информацию из сети «Интернет» с 17% в 2015году, 31% в 2016 до 49% в 2017 году, при этом уменьшилось количество заявителей, использующих способ получения информации по телефону. Но вместе с тем, предпочитают лично обращаться за получением услуг в орган власти 49,1%; через МФЦ - 28,4%, в электронном виде через Единый и Региональный порталы госуслуг - 22,5%. Личный кабинет на Едином портале государственных услуг имеют 71% опрошенных (в 2015 – 11%, в 2016 – 31%).
Наличие личного кабинета на Едином портале государственных услуг в Советском районе отметили 66% респондентов. По данным опроса в г. Железногорске 79,0% респондентов имеют личный кабинет на Едином портале государственных услуг (в 2015 году - 41,6%, в 2016 году - 73,2%), при этом 50,0% опрошенных пользовались ресурсами Единого и Регионального порталов.
В настоящее время муниципальные (государственные) услуги, предоставляемые администрацией г. Железногорска в электронной форме, доступны на Едином портале (услуги в сфере образования и услуги ЗАГС) и на Региональном портале (услуги в сфере архитектуры, землеустройства, жилищных отношений, услуги архива, социальной сферы, опеки).
Исследования показали, что в 2017 году отмечается рост услуг, предоставленных в электронном виде. Так в Курчатовском районе в электронном виде получено 39%, в Курском районе - 58,6 %, Солнцевском районе 65% услуг.
С сентября 2016 года заявители имеют возможность подать заявку на получение услуги «Проставление апостиля на документах, выданных органами ЗАГС Курской области, подлежащих вывозу за границу» в электронном виде посредством официального сайта комитета ЗАГС Курской области.
Государственная услуга «Выдача повторного свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния» предоставляется комитетом ЗАГС Курской области, в том числе, и через Единый портал госуслуг.
Среди электронных услуг ЗАГС наиболее востребованная – «предварительная заявка на государственную регистрацию брака». Заявители имеют возможность, не выходя из дома, сделать такую заявку, выбрав удобную дату и время регистрации, уточнить перечень необходимых документов. Сегодня жители Курской области могут подать заявку на государственную регистрацию рождения, смерти, получение повторных документов о государственной регистрации актов гражданского состояния. Для всех видов электронных услуг предусмотрена так называемая «обратная связь» между отделом ЗАГС и пользователями портала. При подаче заявок на получение государственных услуг, заявители получают подтверждение, что их заявки достигли адресата, а также о дате и времени регистрации.
Более 10 % опрошенных воспользовались возможностями Единого портала с целью получения информации об услуге, направления запроса для получения услуги, получения и распечатки форм (бланков) запроса, предоставляемых сведений, документов.
В целях достижения к 2018 году значения показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» - не менее 70% в Курской области переведено в электронный вид 75 услуг, из них 12 муниципальных, 63 государственных. Перевод услуг в электронный вид реализован с единого общефедерального портала государственных услуг (ЕПГУ) и портала государственных и муниципальных услуг Курской области (РПГУ).
На территории Курской области организована работа 348 центров регистрации Курской области для осуществления регистрации граждан на Едином портале госуслуг, а также восстановления учетной записи и подтверждению личности на базе администраций районов, филиалов ОБУ «МФЦ», подведомственных учреждений органов исполнительной власти Курской области, территориальных отделений Пенсионного фонда России, Управления Министерства внутренних дел России по Курской области, филиала ФГУП «Почта России» по Курской области. По итогам 2017 года на Едином государственном общефедеральном портале зарегистрировано 730 539 жителей Курской области, что составило, по оценкам Минкомсвязи РФ, 76,4% от числа взрослого населения Курской области. В рейтинге субъектов РФ Курская область заняла 6 место.
За услугами в электронном виде обратилось 400 856 человек. По данным Минкомсвязи России в рейтинге по количеству федеральных услуг, заказанных гражданами через ЕПГУ, Курская область занимает 19 место из 85 среди субъектов Российской Федерации. По количеству региональных и муниципальных услуг, заказанных гражданами через ЕПГУ – 10 место.
Информацией, размешенной на Портале госуслуг, удовлетворены 100% заявителей архивного управления Курской области. 43% пользователей посчитали, что подать запрос через Портал госуслуг - это удобно, 14% - перспективное направление, 7% - простой доступ к информации. Однако для 36% заявителей, участвующих в опросах, оказалось очень сложным оформить запрос через Портал госуслуг.
В ходе мониторинга отдельные опрошенные указали на трудности, с которыми они столкнулись при получении услуг в электронном виде: отсутствие доступа в Интернет, отсутствие технических средств, сложность заполнения официальных форм (бланков).
Средний показатель степени готовности органов исполнительной власти области к предоставлению услуг в электронном виде составил 92%, ОМС – 94,8%.
Возросло общее количество заявителей, которые воспользовались предварительной записью за получением услуги до 16% опрошенных в Б-солдатском районе. Но в комитете по труду и занятости населения Курской области, такой возможностью, как и в прошлом году, воспользовались 1-2% заявителей.
Анализ также показал, что доля заявителей, осведомленных о возможности подачи заявления через ОБУ «МФЦ» и его филиалы в г. Льгове составила 98%, в Курском районе 96,7% респондентов, которыми в МФЦ получено от 25,9% до 74,4% услуг, в Дмитриевском районе и г. Щигры - 75,9%, в комитете по труду и занятости населения Курской области - 78,0 %.
Увеличение количества принятых заявлений на получение услуг через ОБУ «МФЦ» отмечено в департаменте по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области, если в 2016 году их принято 57 %, то в 2017 году – 82,3%.
В архивном управлении Курской области 74,6% опрошенных ответили, что обращались в государственные архивы, а не в ОБУ «МФЦ», отмечая компетентность специалистов архива (34,7%), удобство расположения здания архива (23,5%), отсутствие очереди (5%).
В основном заявители сдают документы на получение услуг с первого раза. Но также отмечены случаи, когда у заявителей не были приняты документы по причине представления неполного пакета необходимых документов. Так, сотрудники администрации города Щигры не приняли документы у 2 граждан по этой же причине. Аналогичные ответы имели место и в других анкетах.
Анализ полученных данных показал, что для получения услуги заявителю необходимо в среднем 1-2 обращения при подаче заявления и документов на получение услуги и получение конечного результата.
Граждане в Горшеченском районе в 93,1% случаях предпочитают лично обращаться за получением услуг в орган власти; 3,6% - через МФЦ, 2,5% - в электронном виде через Единый портал госуслуг.
Опрос, полученный комитетом здравоохранения Курской области показал, что наиболее распространенным способом получения информации является консультация на личном приеме у специалистов комитета и официальный Интернет-сайт. Заявители за получением государственных услуг по лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности и лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, при наличии возможности получения государственных услуг в электронном виде, в 2017 году, как и в 2016 году, за услугой не обращались.
В результате проведенного мониторинга установлено, что заявители, как и в предыдущие годы, не понесли необоснованных финансовых затрат при получении услуг. При оформлении запроса 100% опрошенным гражданам не пришлось негласно выплачивать денежное вознаграждение. Время, затраченное на ожидание при подаче документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и при получении документов, являющихся результатом предоставления услуги, оказалось меньше нормативно установленного и составило от 3 до 15 мин.
Положительную оценку заявителей получило наличие информации о предоставлении услуг. В комитете ЗАГС с 89 % в 2016 году до 100 % в 2017 году увеличилась доля заявителей, отметивших, что у входа в кабинет имеется табличка с указанием его названия и ФИО специалиста, ведущего прием.
Доля заявителей, знакомых с административными регламентами составила 80-90 % и более.
Отмечена высокая осведомленность заявителей об административных регламентах, о наличии информации об услугах, размещенной на официальных сайтах. Также опрошенные отметили, что административные регламенты содержат перечни документов, необходимых для получения услуг.
Показатель степени соблюдения ОИВО и ОМС стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг включает стандарты обслуживания по телефону и стандарты комфортности предоставления услуг.
Анализируя соблюдение стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг установлено, что в помещениях установлены информационные стенды, для создания комфортных и удобных условий ожидания в очереди и заполнения документов, имеются столы, стулья, места общего пользования. Входы в здания оборудованы пандусами. Данные выводы подтверждаются тем, что 85-90% опрошенных удовлетворены созданными условиями приема посетителей.
Более 80 % респондентов отметили, что им удобен график и время работы органов власти, отметили вежливое, внимательное доброжелательное отношение со стороны специалистов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, а также высоко оценили объем полученной информации о государственной услуге, возможности досудебного обжалования, качество предоставления государственной услуги в целом.
При определении степени соблюдения стандартов и комфортности предоставления услуг в процессе анкетирования более 90% опрошенных в муниципальных районах области отметили соблюдение установленных требований специалистами органов местного самоуправления и филиалами ОБУ «МФЦ».
В ходе проведения мониторинга дана оценка деятельности органов власти по внесению изменений в действующую нормативную правовую базу.
Данный показатель получил наименьшее количество баллов, так как оценивался по следующим показателям:
Наличие предложений ОИВО (ОМС) по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты с целью устранения пробелов регулирования предоставления услуг, корректировка либо отмена дублирующих ведомственных актов;
Наличие предложений ОИВО (ОМС) по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты с целью устранений препятствий предоставлению услуг в электронном виде;
Наличие предложений ОИВО (ОМС) по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты с целью устранений препятствий предоставлению услуг посредством МФЦ.
В соответствие с постановлением Губернатора Курской области от 10.02.2014 № 55-пг «О мерах по своевременному приведению административных регламентов в соответствие с требованиями действующего законодательства» органами исполнительной власти Курской области своевременно вносились изменения в приказы об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг в части осуществления ими своих полномочий.
В 2017 году комитетом информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области трижды (постановлениями Администрации Курской области от 09.06.2017 № 465-па, от 26.09.2017 № 742-па, от 10.11.2017 № 891-па), вносились изменения и дополнения в постановление Администрации Курской области от 01.12.2011 г. №651-па «О сводном перечне государственных услуг и функций по осуществлению государственного контроля и надзора».
В целях реализации Федерального закона от 29.12.2017 №479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» (далее – Федеральный закон № 479-ФЗ) ОИВО проводится работа по внесению изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг.
Комитетом информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области подготовлено постановление Администрации Курской области «О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 29.09.2011 г. № 473-па «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
Административные регламенты органами исполнительной власти разрабатываются в соответствии со сводным перечнем государственных услуг и функций по осуществлению государственного контроля и надзора, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 01.12.2011 г. №651-па, включающим 217 государственных услуг.
В ходе проведенного мониторинга проведена оценка качества разработки административных регламентов предоставления услуг.
Данный показатель включал содержание административного регламента по разделам и подразделам в соответствии с требованиями, установленными к административным регламентам Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, постановлением Администрации Курской области от 29 сентября 2011 г. № 473-па «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
Аналогичная работа проводится органами местного самоуправления Курской области.
Административные регламенты предоставления муниципальных услуг приведены в соответствие с типовыми административными регламентами, утвержденными распоряжением Администрации Курской области от 18.05.2015 года № 350-ра «Об утверждении типового (рекомендуемого) перечня муниципальных услуг администрации муниципального района Курской области и типового (рекомендуемого) перечня муниципальных услуг администрации сельского поселения Курской области».
Органами местного самоуправления области, включая сельские поселения, предоставляется 6681 муниципальных (и государственных по переданным полномочиям) услуг.
В настоящее время ОМС проводится работа по внесению изменений в порядки разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг, приведению административных регламентов предоставления муниципальных услуг в соответствие с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 №479-ФЗ.
Качество разработанных административных регламентов предоставления услуг оценили на 100% опрошенные, получившие услуги в 15 ОИВО из 19, проводивших опрос, и 29 муниципальных районов (городских округов).
Средняя оценка, данная административным регламентам опрошенными в ОИВО, составила 97,7 %, в ОМС - 98,9%.
Анализируя показатель уровня удовлетворенности заявителей качеством и доступностью услуг в 2015, 2016 в 2017 годах отмечается возросшая степень удовлетворенности заявителей качеством полученных услуг.
Доля заявителей удовлетворенных качеством и доступностью услуг, полученных в комитете промышленности, транспорта и связи Курской области, комитете ЗАГС Курской области; комитете потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области; комитете по управлению имуществом Курской области; департаменте экологической безопасности и природопользования Курской области; комитете здравоохранения Курской области; комитете строительства и архитектуры Курской области, в 2017 году составила 100%.
В архивном управлении Курской области уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуги в 2015 г. составлял 87,6%, в 2016 г. – 91,6%, в 2017 г. –94,5%.
По результатам мониторинга, проведенного Государственной инспекцией Курской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники с соответствующими государственными инспекциями городов и районов качество предоставленных государственных услуг, в сравнении с 2015 - 2016 г.г., которые оценивались на 96,1 % и 98,8% в 2017 году - остается на высоком уровне и составляет 96,6%.
Качеством и доступностью муниципальных услуг, полученных в Беловском, Б-солдатском, Золотухинском, Обоянском, Октябрьском районах, в городе Курчатове, опрошенные удовлетворены на 100%.
Среднее значение удовлетворенности заявителей качеством услуг в ОИВО составило 98,1% (в 2016 г - 97%), среди муниципальных районов – 94,2 (в 2016 - 91,3%), среди городских округов – 95,6% (в 2016 г - 92,5%).
Низкого уровня удовлетворенности качества и доступности услуг не отмечено ни в одном районе, нижний показатель составляет выше 80%.
В ходе мониторинга проводился опрос по определению степени готовности органа власти к предоставлению услуг в электронном виде с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
При определении данного показателя учитывалась доля служащих ОИВО (ОМС), имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», от общего количества служащих ОИВО (ОМС), принимающих участие в предоставлении услуг;
Наличие/отсутствие электронных баз данных для предоставления услуг с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия;
Наличие/отсутствие подключения ОИВО (ОМС) к системе межведомственного электронного взаимодействия.
Из 19 ОИВО, опрошенные в 13ОИВО оценили их степень готовности к предоставлению услуг в электронном виде с использованием межведомственного информационного взаимодействия на 100%. Среднее значение показателя в ОИВО составил 92,0%.
Степень готовности к предоставлению услуг в электронном виде с использованием межведомственного информационного взаимодействия в 26 органах местного самоуправления Курской области составила 90-100%. 100% готовность отметили все городские округа кроме г. Щигры. Среднее значение этого показателя по ОМС составило 94,8%.
По полученным итоговым оценкам деятельности ОИВО и ОМС методом суммирования баллов получена общая оценочная таблица показателей по ОИВО и ОМС.
По сумме общих баллов, полученных органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления, составлен итоговый рейтинг.
Первое место в рейтинге среди ОИВО с суммой баллов 99,6 получил комитет здравоохранения Курской области, второе место с общей оценкой 96,6 баллов - Государственная инспекция Курской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники с соответствующими государственными инспекциями городов и районов, третье место с общей оценкой 95,5 баллов - комитет строительства и архитектуры Курской области.
19 место по итогам рейтинга с суммой баллов - 70,8 баллов получил комитет образования и науки Курской области.
По органам местного самоуправления Курской области первое место у Беловского района с наибольшим количеством баллов 97,2, второе место у Тимского района с общей оценкой 96,7 баллов, третье место получил г. Курчатов с общей оценкой 95,8 баллов. Последним в рейтинге по сумме баллов 72,2 Б-солдатский район.
По итогам проведенного мониторинга можно сделать следующие выводы:
1. Информационное обеспечение для предоставления государственных и муниципальных услуг в целом удовлетворяет заявителей, и соответствует требованиям действующего законодательства.
Административные регламенты предоставления услуг содержат необходимую информацию о порядке и условиях предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. Отмечается высокая степень готовности органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления к предоставлению услуг в электронном виде.
3. Отмечается положительная динамика уровня удовлетворенности заявителей качеством и доступностью полученных услуг в 2015, 2016 в 2017 годах.
С целью повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг предлагается:
1. Своевременно вносить изменения в действующую нормативную правовую базу. Административные регламенты поддерживать в актуальном состоянии, своевременно размещать их на сайте Администрации Курской области, сайтах муниципальных образований.
2. Шире информировать заявителей о возможностях получения услуг через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), Портал государственных и муниципальных услуг Курской области с этой целью:
- проводить мероприятия по повышению степени компьютерной грамотности для получения услуг с использованием сети Интернет;
- информировать граждан о возможностях получения услуг в электронном виде через Единый и региональный Порталы государственных услуг;
- разъяснять Правила пользования Единым и региональным Порталами государственных услуг и Личным кабинетом.
3. Шире информировать заявителей о возможности получения услуг через ОБУ «МФЦ» и его филиалы в режиме «одного окна».
4. Осуществлять публикацию новостных и информационных материалов об оказании услуг в электронном виде, размещать информационные материалы в местах массового пребывания людей и на рекламных конструкциях.